Стройнеем с BodyFlex
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Психология » Личный психолог

Они играют на Ваших чувствах - глава 1 - ХАРАКТЕРИСТИКИ манипулятора - Часть2

Характеристики манипулятора - продолжение

начало (Часть 1)


Манипулятор и этика


Манипулятор, как правило, не отягощен этикой. Иногда он получает такую профессию, что мы никак не можем предположить, что он склонен к манипуляциям. Должность становится гарантом порядочности. В этих условиях кажется сложным сомневаться в его великодушии и альтруизме. Представление, которое мы имеем о той или иной профессии, становится представлением о самом человеке, который ею занимается, ведь он «посвятил» (как они иногда любят говорить) свою жизнь другим.

Логика проста: быстрее, чем можем себе представить, мы приходим от этой посылки к мысли, что эти люди — убежденные альтруисты и мы вовсе не имеем дело с манипуляторами. Однако мы обнаружили, что впечатляющее количество манипуляторов скрываются за уважаемыми социальными статусами. Каким же прекрасным прикрытием для полицейского — специалиста в области наркотиков — является его работа: он может запросто заниматься наркоторговлей.

Или еще один пример: католический священник тайно является педофилом. Манипулятор часто использует свой социальный статус, чтобы скрывать некоторые стороны своей личности. Он утверждает те или иные постулаты, словно это истины, и мы попросту верим в них. Это автоматическая и абсолютно нормальная реакция.

Социальные схемы с самого детства диктуют нам нормы правильного поведения. Это позволяет нам ни в чем не подозревать авторитетную фигуру. В целом этот механизм не так плох. Представьте, что было бы, если бы мы сомневались каждый раз в профессорах, медиках, священниках и психологах!

В большинстве случаев наше доверие легитимно. Но иногда случается, что «уважаемые» профессии скрывают выдающихся манипуляторов. Такие люди злоупотребляют своей властью. Вы не можете распознать их с первого раза. Нужно какое-то время, чтобы подтвердить первые подозрения. Ваша задача — быть бдительным и при необходимости отказываться от ложной идеи о том, что «уважаемой профессией может заниматься лишь человек, заслуживающий глубокого уважения».

Сомнение возникает в том случае, когда происходит что-то необычное. Манипулятор может и не быть таким компетентным, каким иногда его считают, несмотря на свое звание или высокий ранг. Некоторые даже занимаются фальсификацией отчетов или текстов, составленных коллегами, которые могут заметить, что в документах перед подачей на проверку руководителю их инициалы исправлены на инициалы манипулятора. Естественно, руководитель будет считать, что «ответственный» за вопрос идеально делает свою работу и очень эффективен!

Как некомпетентным манипуляторам, несмотря на поведение, удается продвигаться вверх по служебной лестнице или оставаться на своих постах? Всегда благодаря другим. Их секретари и коллеги исправляют все ошибки до того, как о них узнают. Это в их интересах: с одной стороны, это поддерживает внешний облик компании, с другой — так они могут избежать упреков, которые им в случае недосмотра, конечно же, выскажет ответственный манипулятор. Несмотря на звание «ответственного», он переносит свои ошибки на подчиненных.

И его собственный образ остается чистым и незапятнанным. Манипулятор использует слова и фразы, которые маскируют часть правды. Например, он может сказать своему секретарю: «Естественно, я не подумал подписать этот отчет. Вы меня расстроили сегодня утром просьбой о переносе отпуска. Вам было так необходимо заставить меня об этом думать!» Такая формулировка автоматически перекладывает вину на секретаря и создает впечатление, что именно этот человек стал прямой причиной забывчивости руководителя. Помимо этого манипулятор заставляет секретаря поверить, что его просьба не была легитимной или подвернулась в неудачное время. Чувство вины, которую секретарь может затем переживать, — логическое следствие этого средства манипуляции.

Невербальное поведение манипулятора 

Для общения мы чаще всего используем слова и жесты. Слова передают содержание. Речь идет о вербальной коммуникации. Жесты, мимика, поведение, взгляд и тон голоса относятся к форме сообщения. Это то, что мы называем невербальной коммуникацией.

Итак, классическое сообщение между передатчиком (Пьер) и получателем (Поль) состоит из содержания и формы. Знаете ли вы, в какой степени влияют на общение невербальные приемы? На восемьдесят процентов! Да! Восемьдесят процентов хорошей или плохой коммуникации происходит посредством жестов, тона голоса (громкости, манеры говорить, интонации), присутствия или отсутствия взгляда, нюансов этого взгляда, мимики, использования пространства, дыхания (вздохов...) и микродвижений. Некоторые авторы говорят даже о девяноста трех процентах.

Мы можем оценить человека, даже если не разделяем его идеи, мнение, вкусы или чувства. Чувства, выраженные с уважением и адекватно (неагрессивно), в невербальном плане не влияют на наличие симпатии и дружбы, которые мы испытываем к человеку. Все может происходить и по-другому: мы будем чувствовать себя неуютно рядом с кем-то, чьи мысли нам близки.

Что-то не клеится. Эта неловкость появляется по причине невербальных деталей. Мы не осознаем влияния невербального на нас, особенно если мы не специалисты в практической психологии.

Наблюдения позволили нам выявить точные аспекты невербального поведения манипулятора. Мы сравним их с поведением человека самоуверенного.

А. Его взгляд беглый или властный. Это зависит от обстоятельств и маски, которую он выбирает. Самоуверенный же человек, наоборот, старается установить хороший визуальный контакт в течение шестидесяти процентов времени беседы или соприсутствия. Самоуверенный человек не избегает взгляда собеседника и не фиксирует свой взгляд слишком долго на одной точке.

Б. Манипулятор, как правило, склонен использовать так называемое аверсивное слушание, то есть он старается смотреть в сторону, пока вы говорите, или занимается другими вещами.

Можно сказать, что он использует аверсивное слушание, если при нашем появлении он не поднимает и даже не поворачивает голову в нашу сторону. Такая форма восприятия считается агрессивной. Она заставляет чувствовать себя не в своей тарелке и ощущать стеснение. Человек попросту не захочет продолжать говорить или почувствует себя выведенным из равновесия, пока подбирает слова. Очень часто такое отношение унизительно. Мы начинаем думать: «Он меня не слушает. То, что я говорю, не интересует его. Я недостаточно важен».

Впрочем, все мы иногда используем аверсивное слушание. Часто мы думаем, что выиграем время, делая несколько дел одновременно: смотрим телевизор и слушаем рассказы друга о его сердечных делах. Но эффект такой же: это непроизвольное аверсивное слушание провоцирует дискомфорт. Мы хотим, чтобы нас выслушали внимательно, мы хотим, чтобы получатель показывал нам, что он слушает. Мы нуждаемся в том, чтобы на нас смотрели, когда мы выражаем себя. В отношениях важно достичь невербальной демонстрации слушания.

Каждый из нас время от времени, не отдавая себе в этом отчета, использует аверсивное слушание. Но для манипулятора это привилегированный способ коммуникации, это его стратегия. Он хочет создать впечатление, будто то, что вы говорите, не представляет никакого интереса, что ваша персона не может быть важной. Он не поднимает голову, когда вы входите, резко меняет тему разговора, смотрит в сторону или на другого человека с большим любопытством либо занимается чтением своей почты в то время, когда вы с ним говорите. Эффект гарантирован. У вас складывается впечатление, что ваше присутствие для него маловажно или не важно вовсе.

Вот живой пример аверсивного слушания. Фабиан не виделся с Бернардом в течение года. Бернард — манипулятор дружественного типа (он обладает двадцатью восемью характеристиками из тридцати). Когда Фабиан входит в квартиру своего бывшего коллеги, тот играет в шахматы с другом. Он не отвечает на воодушевленное «привет» Фабиана и даже не поворачивает голову в его сторону! И лишь поприветствовав некоторых других людей, присутствующих в гостиной, Фабиан доходит, наконец, до Бернарда. Тот с улыбкой поднимает голову, чтобы с ним поздороваться, и немедленно возвращается к своей игре. Приход Фабиана должен был быть воспринят Бернардом как настоящее событие, но он предпочел сделать вид, что для него это ничего не значит.

В. Голос манипулятора либо громче голосов окружающих, либо тише. Как правило, в группе слышно только его. Он громко смеется. Он привык постоянно говорить сам и не дает другим вставить и слово, любит перебивать.

Другая тактика — создать впечатление, что он мягкий, слабый, уязвимый или больной, применяя тихий, иногда еле слышный голос. Он может захотеть создать атмосферу интимности и сообщничества в зависимости от своих целей.

Самоуверенный человек обычно говорит довольно громко, но не громче других. Он адаптирован к уровню громкости окружающих. Манипулятор же играет с динамикой голоса в зависимости от того, какое впечатление хочет произвести на своих слушателей.

Использованный тон несет невербальные закодированные сообщения, которые запросто способны разгадать люди, являющиеся носителями той же культуры и того же языка.

Сложно отметить на бумаге голосовые интонации. Вот история, пережитая Вильямом.
«Мой дядя получил религиозное высшее образование и решил остаться в католицизме. Он женился на женщине старше его на девять лет. Она манипулятор. Сначала дядя должен был жениться на подруге этой женщины. Но она (его нынешняя жена) не вынесла этой мысли и поклялась ему, что если он женится на ее подруге, она убьет себя. Мой дядя был тогда судьей в Африке, она работала там же профессором. Во-первых, она могла сломать его карьеру, во-вторых, таким шантажом ей прекрасно удалось надавить на его религиозные чувства — и вот, уловка дала результаты.

Моя тетя сейчас на пенсии, она говорит, что посвящает себя другим, работая в одной из католических организаций, оказывающей помощь бедным людям. Она без конца говорит, что готова помогать другим. Она во всеоружии, и никто не может ее ни в чем заподозрить, кроме членов ее собственной семьи! С ней совершенно невозможно жить.
Каждый раз, когда я прошу у нее помощи или не знаю чего-либо, она вскрикивает: "Как! Ты этого не знаешь?"

Интонация, с которой она опирается на это "как!", вызывает во мне сильнейшее чувство стыда, точно я и вправду являюсь незнайкой. Свои упреки она передает невербально: не посредством того, что она говорит, а с помощью той манеры, с которой она общается с людьми».

Г. Жесты манипулятора зачастую отличаются от жестов других людей. В особенности на публике. Он может быть импозантным или, наоборот, незаметным. Поза также играет важную роль.

Например, в самом начале собрания или семинара он может единственный принять полностью беспечную позу: ноги вытянуты вперед, одна нога лежит на другой в районе лодыжек, таз опирается на переднюю часть стула, плечами он откидывается на спинку. Не хватает только рук, лежащих в карманах! Эта поза сама по себе является позой отдыха и комфорта. Мы инстинктивно принимаем ее, если климат, созданный в группе, позволяет нам вести себя подобным образом.

Мы все знаем, что некоторые обстоятельства не позволяют нам из-за социальных приличий или вежливости принять такую позу, она может показаться малосерьезной или показать слишком наплевательское отношение. Из уважения к окружающим мы предпочитаем не действовать таким развязным образом, особенно если мы находимся в чужой среде.

Каково, например, типичное поведение большинства манипуляторов на совещаниях? Они не знакомы ни с руководителем, ни с большинством других членов собрания, сидящих в полукруге. Манипулятор часто садится прямо напротив руководителя и немедленно принимает расслабленную позу. Намного более расслабленную, чем можно себе позволить, например, в ситуации подписания договора. Поведение остальных людей немного отличается. Они сидят на стульях прямо, колени направлены в центр, ступни целиком касаются пола либо нога лежит на ноге. Поза в группе однородна у всех, за исключением одного человека — манипулятора! Так он достигает эффекта десинхронизации по отношению к группе, он может с самого начала собрания сесть только на правую или левую часть стула, направив ноги наружу круга. Часто картину завершает локоть, опирающийся на верхнюю часть спинки.

Манипуляторы, как правило, не только принимают позу, противоречащую позам других людей. Они также сохраняют ее в течение всего собрания (нескольких часов). Десинхронизация таким образом является невербальным элементом, который хорошо заметен.

Манипулятор ничего не записывает, хотя остальные участники предпочитают делать записи. Так он производит впечатление человека, который уже все знает или имеет феноменальную память. Манипулятор не может себе позволить, чтобы окружающие думали, будто он учится у других!

Впрочем, мы не ошибемся, если предположим, что факт нахождения в оппозиции по отношению к группе не является в обязательном порядке признаком манипулятивного поведения. Чувствовать себя комфортно среди людей, которых мы хорошо знаем, — это нормально, притворяться, что вам комфортно среди незнакомцев, — другое дело.

Я вспоминаю первый день тренинга, который я проводила для инженерно-технических работников одного большого предприятия. Я занималась с группой людей от двадцати пяти до тридцати двух лет, как вдруг занятие было прервано приходом нового человека (ему было около пятидесяти). Не извинившись за опоздание, он занял место за столом и немедленно принял позу, абсолютно не соответствующую позам других участников: опустившись на стул, он скрестил руки и вытянул ноги (первый невербальный признак манипулятора).

С едва заметной улыбкой двое работников, сидящие рядом с ним, поприветствовали его кивком головы. Очень быстро я заметила и второй показательный признак. Все присутствующие писали на коленях (мы не используем столы), кроме вновь пришедшего — он вовсе не делал записей. Однако то, о чем мы говорили в тот момент, очевидно, стоило записать... даже инженерно-техническому работнику.

Мной овладело какое-то странное чувство: не был ли этот человек руководителем, пришедшим сюда, чтобы увидеть, каким образом все происходит (к этому предположению меня подтолкнула разница в возрасте)? Не имея ни одного доказательства, на которое можно было бы опереться, я предпочла дождаться перерыва, чтобы проверить, есть ли его имя в списке записавшихся. Но во время перерыва этот милый человек не нашел там своего имени. Первой его реакцией стал притворный гнев на организаторов тренинга: «Ну что же это такое! Я звонил им три раза, чтобы убедиться, что меня вписали. Я сомневался в этом. Там, наверху, сидят люди, которые не умеют ничего делать!..» Я прервала его, чтобы не дать ситуации накалиться, и попросила вписать свое имя в список. Я начала понимать, кто находится передо мной. Оценив невербальные признаки и унижающую критику организаторов (которые, однако, проявили себя лучшим образом), я встревожилась.

Произошедшее дальше подтверждало поставленный мной диагноз. Этот человек не менял свою позу в течение всех четырех дней тренинга и делал пометки в тетради лишь изредка. Более того, он постоянно тихонько переговаривался со своими соседями справа, его целью было полностью захватить их внимание. Он старался их насмешить: брал мои выражения и играл со словами (к сожалению, неостроумно!) или превращал их в шутку.

Я заметила, что его присутствие отвлекало остальных и создавало некомфортную атмосферу, несмотря на его дружественный вид. Он искажал результаты некоторых упражнений, выполняемых маленькими группами из трех человек, и засыпал меня не очень обоснованными, с моей точки зрения, комплиментами (например, о моем пальто).

Другие детали, связанные с характеристиками, которые мы изучим чуть позже, подтвердили мое мнение о том, что я столкнулась с манипулятором. Выявив таким образом «иное» лицо этого месье, я применила такую тактику поведения, которая не оставляла ему ни минуты свободного времени на то, чтобы создавать дискомфорт в нашей группе.

Я стала реже, чем на других участниках группы, останавливать на нем взгляд, умышленно уменьшая его важность. Если он меня перебивал, я с интересом отвечала только тогда, когда его комментарии были уместны (относились к делу). Я не обращала внимания на его несвоевременные замечания, сопровождая их простой улыбкой и не прерывая свою речь. Иногда я оспаривала его ремарки, используя технику логических вопросов (взятых из рационально-эмоциональной поведенческой терапии, о которой мы поговорим в конце книги).

Тогда иррациональность его суждений не получала развития, и все вставало на свои места. Еще в самый первый день я узнала, что этот человек был известен своим умением создавать серьезные проблемы в отделах, где он работал. Его некомпетентность чуть не стоила ему увольнения. Другими словами, ему пришлось много заплатить, чтобы остаться на своей должности. Это объясняет, почему предприятие не собиралось отправлять его на этот тренинг.

Интересно отметить то впечатление, которое он произвел на меня в самые первые минуты своего присутствия: «Он, должно быть, большой начальник»! К пятидесяти годам он не преодолел планки, которой многие другие достигают уже в возрасте тридцати лет. Однако производил он обратное впечатление: поведение и отношение манипулятора часто создают ощущение, что он превосходит нас. Он систематично берет на себя роль центрального персонажа (кроме тех случаев, когда надевает маску скромной жертвы).

Иногда он заставляет нас думать, что является «почтенным старцем» этих мест. Уверенная в себе личность также ищет комфорта, но такой человек будет только рад разделить его с окружающими.

Другой пример: я проводила семинар для десяти работников, в основном директоров, их помощников и ответственных руководителей большого предприятия. Темой семинара было НЛП (нейролингвистическое программирование). Эта техника среди прочего затрагивает бессознательные и невербальные аспекты коммуникации.

С самого первого дня на занятиях присутствовала одна женщина, она мало улыбалась и была красива, но холодна. Она сразу села на стул боком. Ступни, колени, таз и грудь были направлены на соседа справа; только голова, которую она подпирала рукой, и локоть, поддерживаемый спинкой стула, смотрели в центр круга. Она сохраняла такую позу (выбирая поочередно то правую, то левую сторону) по шесть с половиной часов в течение пяти дней. Тренинги проходили с перерывом в одну неделю. Она молчала крайне странным образом: не выражая согласия ни по отношению к тому, что говорила я, ни по отношению к тому, что высказывали другие люди. Ее взгляд не выражал ничего. Ее молчание вовсе не походило на молчание скромного человека. Она слушала других (так ли это было на самом-то деле?), но не выражала никакого собственного отношения. Когда мы выполняли упражнения в группах из трех человек, она отказывалась рассказывать о себе, однако старалась разговорить других; она уходила от ответа даже тогда, когда я прямо спрашивала ее, что она собирается делать с полученной информацией. Мой вопрос ее смущал.

Вспомним, как ведет себя неловкий человек (но не манипулятор) в группе. В девяноста пяти процентах случаев он старается ни в коем случае не выделяться среди остальных. Его колени направлены в центр, сведены вместе или скрещены. Пять процентов оставшихся могут в случае необходимости спрятаться за столом, оправдывая это тем, что так им удобнее писать. И это истинная правда, мы в этом не сомневаемся. Но необходимо отметить, что мало кто ведет себя именно так: общение в группе должно развиваться. Это обязывает каждого интегрироваться и, таким образом, с самого начала отказываться от принятия оппозиционной позиции по отношению к участникам из страха оказаться отделенным. Пока мы не знаем участников группы и ее лидера, мы имеем нейтральное отношение и адаптируем свое поведение к контексту. Таков способ действия неловких, скромных или взволнованных людей.

Манипулятор отличается тем, что он примет беззаботную позу с самых первых минут общения и будет сохранять ее до конца. Например, представьте себе, что вы заходите в кабинет к человеку, которого вы не знаете вовсе или знаете, но совсем недолгое время, он же принимает вас, закинув ноги на стол. Или он с первых минут и до конца встречи усаживается максимально глубоко в кресло. В любом случае он хочет выделяться и ощущать свое противостояние по отношению к остальным присутствующим.

Д. Жесты манипулятора разнообразны. Он может изображать из себя самоуверенность, пассивность или агрессию в зависимости от слабости своего собеседника или эффекта, который хочет произвести.

  • Его жесты могут выражать безопасность. Так, более крепкое рукопожатие, чем обычно, сопровождаемое чрезмерной приветливостью. Большинство манипуляторов умеют быть слащавыми и лицемерными (улыбка, рука на спине или на плече собеседника).
  • Некоторые жесты враждебны и угрожающи: постукивание пальцем по столу, показывание пальцем на другого. Его цель — зародить в вас страх.
  • Некоторые манипуляторы в зависимости от момента или собеседника не могут подавить свою тревогу и используют слишком много или слишком мало жестов: они выкручивают пальцы, прочищают горло, прикрывают рот, кусают губы (этот феномен чаще всего наблюдается среди мужчин) — и кажутся не особенно уверенными в себе.

Е. Выражение лица: манипулятор позволяет проявиться на лице только тем эмоциям, которые он сам хочет показать окружающим. Он никогда не раскрывает свои цели и способен улыбаться в то время, когда ситуация выглядит достаточно критичной. Он ведет себя так, словно ничто не способно удивить или испугать его. Он проецирует на себя образ человека, который идеально справляется с ситуацией. Вы, конечно, видели странные улыбки на лицах некоторых известных личностей, участвующих в крайне темных делах, при выходе из зала суда!

На деле манипулятор старается полностью взять под свой контроль любое физическое проявление эмоций. Будь они негативными (гнев, ревность, злоба, смущение, тоска, страх) или позитивными (радость, энтузиазм, удовлетворение), манипулятор ни в коем случае не желает разоблачать свои реальные чувства.

В том, что касается невербального проявления эмоций и чувств, легче всего контролировать мимику. Лицо идеально умеет лгать. Мы все умеем это делать. Мы все способны улыбаться при виде неприятного человека и говорить ему: «Жак, это ты! Какой приятный сюрприз! Хорошо, что ты пришел!» Но тело может предать нас и раскрыть истинные эмоции, которые голос и лицо умеют прятать.

Например, при встрече с вышеупомянутым Жаком наш голос может дрогнуть в самом конце фразы или рукопожатие будет слишком вялым, либо же, наоборот, слишком крепким из-за досады. Но Жак замечает только улыбку и фразу приветствия и расценивает их как элементы радости и удовольствия от встречи с ним. Ему не приходит в голову, что нам может быть неприятно его общество, если только, конечно, он не является очень хорошим наблюдателем и не умеет замечать прочие невербальные знаки, ведь если судить по ним — ошибиться невозможно. Однако мало кто умеет обращать на них внимание.

Кто долгое время находится бок о бок с манипулятором дома или на работе, может обнаружить расхождение между истинными чувствами и тем, что манипулятор позволяет себе показывать окружающим. Когда за гостями закрывается дверь, выражение лица манипулятора меняется в мгновение ока. За секунду до этого он улыбался (маска для незнакомцев или гостей), но как только он остается наедине со своей семьей, на его лице остаются только суровость. Естественно, едва ушедшие гости и не предполагают о существовании таких изменений. Они уходят с ощущением, что они только что общались с очень дружелюбным и милым человеком!

 

Далее мы с вами поговорим о том, что такое: психологический и соматический вред - глава 3

Категория: Личный психолог | Добавил: Кошка (01.12.2015)
Просмотров: 484 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Slata  
0
Не лёгкое чтение, первые были легче для восприятия.Как на лекции посидела, но кое чего всё же поняла. smile

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 24.04.2024, 03:38
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Стройнеем с BodyFlex
Категории раздела
Мотивация [20]
Личный психолог [16]
Домашняя магия [14]
Мужчина и женщина [2]
Эмоции [11]
Релаксация, аутотренинг [5]
Психология питания [11]
Почему мы именно так реагируем на еду? Узнаете тут...
Аффирмации [6]
Сегодня
День Рождения
Юка(58), TASYA(49), aliyazar(44)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Весенний марафон
Календарь

Друзья сайта

Стройнеем с BodyFlex © 2024
Хостинг от uCoz